Почти год c нами рядом нет Дмитрия Бабиченко - «Господина музыканта», как мы все и в шутку и в серьез называли его. Мы понесли невосполнимую утрату. От нас ушёл знаковый человек. Всё новое, перспективное и нацеленное в будущее в производстве струн для народных инструментов - исходило от «Господина Музыканта». Он не просто хорошо, как многие из нас, делал свое дело, но, как немногие, определял направления его развития на долгие годы вперёд. Он был рад помочь всем, кто проявлял хоть какой-нибудь интерес к качеству звучания струн, мог целый день навивать всё новые и новые варианты соотношений материалов и диаметров для раскрытия лучшего звучания инструмента. И самое главное, он умел объединять людей. Он органично вошел в жизнь Фестиваля, горячо поддерживал нас, помогал идеями, финансами, да и просто добрыми человеческими отношениями.
Статьи
Как известно, любой человек наделен от природы уникальными физическими данными: ростом, силой, длиной рук и пальцев и т.п., от чего при выборе струн каждому музыканту приходится учитывать их жесткость, силу натяжения и толщину. Не удивительно, что порой процесс подбора струн у профессионалов-солистов, да и просто требовательных музыкантов, длится годами и даже десятилетиями, отнимая немало времени и средств. Но если бы при подборе звука и комфортных ощущений в руках вопрос касался только струн, которых выпускают сотнями и даже тысячами разновидностей - нет же, сюда вклинивается дополнительный аспект - колебания мензур самих инструментов*. И хотя большинство распространенных ныне инструментов насчитывают не одно столетие существования, а в мире, не считая бесчисленных лютьеров-индивидуалов (так называемых "мастеров"), работают сотни фабрик и мастерских по их производству, до сих пор не только не приняты всеобщие стандарты мензур, но даже стандарты в отношении любого из них. Причем у некоторых инструментов разброс в мензурах может исчисляться десятками процентов!
Эту статью меня заставили написать приходящие на фирму ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ® письма с просьбами изготовить струны для инструментов редких или с нестандартным строем. Приводя данные о мензуре инструмента и нотах настройки его открытых струн, авторы не всегда могут указать к каким октавам принадлежат эти самые ноты. Некоторые используют непонятную буквенно-цифровую систему обозначений из какой-то компьютерной программы, из-за которой один человек как-то на полном серьезе утверждал, что код А4 в отношении 1-й струны его инструмента - это ЛЯ 4-й(!!!) октавы. Это переполнило чашу моего терпения, и я решил, что пора заняться ликбезом и в этой области, чтобы не объяснять элементарные вещи в личных письмах.
Чтобы вызвать звук необходимо произвести колебания. Чтобы получить музыкальный звук необходимо, чтобы колебания имели постоянную частоту, т.е. стабильную высотность, которой исполнитель мог бы легко управлять. В электроинструментах стабильные и управляемые колебания получают с помощью электроники, у неэлектрических - за счет стоячих волн. Мы будем рассматривать колебания на примере струн, поскольку здесь они более наглядны, чем колебания воздуха в духовых инструментах, и менее сложны по сравнению с колебаниями дощечек и кожи ударных инструментов.
Натянутые струны скрипки, фортепиано и т.д. колеблются столь быстро, что разглядеть что-либо невозможно. Однако, можно провести несколько любопытных экспериментов, позволяющих понять работу струн с помощью нескольких метров гибкого резинового шланга. Садовый поливной шланг для этого недостаточно гибок, лучше всего взять резиновый шланг или длинную бельевую веревку. Привяжите или прижмите один конец шланга, а другой слегка натяните одной рукой (сильно натягивать не нужно, небольшой прогиб не страшен). Теперь другой рукой оттяните шланг в сторону, чтобы образовался выступ, и, отпустив его, вы увидите в замедленном темпе то, что происходит при щипке струны. Можно наблюдать, как выступ пробежит вдоль "струны" и вернется обратно. При возврате он толкнет Вашу руку, но если Вы держите "струну" крепко, произойдет новое отражение.
Натянутые струны скрипки, фортепиано и т.д. колеблются столь быстро, что разглядеть что-либо невозможно. Однако, можно провести несколько любопытных экспериментов, позволяющих понять работу струн с помощью нескольких метров гибкого резинового шланга. Садовый поливной шланг для этого недостаточно гибок, лучше всего взять резиновый шланг или длинную бельевую веревку. Привяжите или прижмите один конец шланга, а другой слегка натяните одной рукой (сильно натягивать не нужно, небольшой прогиб не страшен). Теперь другой рукой оттяните шланг в сторону, чтобы образовался выступ, и, отпустив его, вы увидите в замедленном темпе то, что происходит при щипке струны. Можно наблюдать, как выступ пробежит вдоль "струны" и вернется обратно. При возврате он толкнет Вашу руку, но если Вы держите "струну" крепко, произойдет новое отражение.
Перевод и объяснение терминов, встречающихся на упаковке импортных струн.
Цель этой публикации - еще раз обратить внимание музыкальных лютьеров (мастеров) на возможность и необходимость изменения свойств используемого дерева. Особые звуковые качества дерева для музыкальных инструментов, некоторые лютьеры определяют при простукивании дерева, по таким абстрактным аналогам как: 1) звук, получаемый от простукивания ногтем пальца яичной скорлупы; 2) звук от простукивания картона; 3) внутренняя наполненность звука и впечатлении о месте расположения источника звука (внутри комнаты, у стены, за пределами комнаты).
Прежде чем мы приступим к разбору влияния характеристик струн на качество звучания инструмента, необходимо определить критерии, по которым мы будем оценивать это самое качество. На первый взгляд может показаться, что, в силу субъективизма слуховых ощущений, сделать это невозможно (попробуйте-ка, например, определить критерии вкусовых или цветовых ощущений), но, тем не менее, они существуют. Называя их, для ясности привожу к ним их антонимы.
Едва ли можно встретить человека, который не имел бы представления о скрипке, не слыхал игры на ней. Скрипка — один из наиболее распространенных и совершенных музыкальных инструментов нашего времени. Богатство, выразительность и теплота ее тембра, а также огромные исполнительские возможности обеспечили ей ведущее положение в симфоническом оркестре, в различного рода камерных ансамблях, в сольной исполнительской практике и в народном музыкальном быту. Скрипка в музыке—«как в человеческом бытии хлеб насущный», — писал о ней чешский музыкант Ян Якуб Рыба.
Как известно, скрипки Страдивари считаются самыми престижными инструментами в мире, но вот вопрос - существует ли секрет, который делает звук этих инструментов столь прекрасным, а также способны ли современные инструменты соперничать с великими Итальянцами?
В самом ли деле утерян секрет, благодаря которому инструменты Страдивари превосходят лучшие из современных? Несмотря на то, что дебаты на эту тему не утихают уже более ста лет не только в среде исполнителей и скрипичных лютьеров, но и ученых, вопрос пока остается открытым. Все выдающиеся исполнители современности безоговорочно отдают пальму первенства не современным скрипкам, а инструментам Страдивари и Гварнери.
В самом ли деле утерян секрет, благодаря которому инструменты Страдивари превосходят лучшие из современных? Несмотря на то, что дебаты на эту тему не утихают уже более ста лет не только в среде исполнителей и скрипичных лютьеров, но и ученых, вопрос пока остается открытым. Все выдающиеся исполнители современности безоговорочно отдают пальму первенства не современным скрипкам, а инструментам Страдивари и Гварнери.
Несмотря на то, что процесс изготовления струн на протяжении столетий шел по пути совершенствования технологии обработки овечьих кишок, с ускорением развития промышленности и в этом весьма консервативном деле наступил час новых технологий. Можно смело утверждать, что ни что в струнном деле не может сравниться по последствиям с тем, что произошло после применения на струне обмотки (вероятнее всего в этом качестве впервые была использована проволока из меди или серебра). Жаль, что мы не знаем точно, ни того когда это произошло (примерно в конце XVIII века), ни даже имени автора идеи, но этому изобретению мы обязаны не только переворотом в технологии изготовления струн, но и созданием нового музыкального инструмента - рояля.
Многовековый сложный процесс развития европейских смычковых инструментов имеет определенную внутреннюю закономерность. Академик Б.В.Асафьев определяет этот процесс как “очеловечивание инструментализма”, приведшее в результате длительного развития в эпоху позднего Ренессанса к созданию выразительных, “поющих” струнных инструментов. “Но процесс очеловечивания инструментализма нельзя понимать грубо, как подражание человеческому голосу; не подражание, не имитация, а поиски в инструментах выразительности и эмоционального тепла, свойственных человеческому голосу, — вот в чем сущность указанного процесса”.
На севере Италии, на берегах реки По, есть город Кремона, который прославился на весь мир своими лютьерами смычковых музыкальных инструментов. Первым делать эти инструменты начал в 1530 г. Андреа Амати (умер ок.1578), который был одним из создателей скрипки классического типа. Его дело продолжали сыновья Антонио (1550–1640) и Джироламо (ок.1550–1638), а внук Николо Амати (1596–1684), сын Джироламо, учил этому искусству Андреа Гварнери (ок.1626–1698) и Антонио Страдивари (1644–1737). Выдающимися лютьерами были Джироламо Амати (ок.1649–ок.1740), сын Николо, и Джузеппе Гварнери (ок.1687–ок.1745). Но самым знаменитым уже несколько столетий считается Страдивари, или, как его чаще называли, Страдивариус.
Скрипка, или, как писали в то время, "скрыпка", продавалась в Петербурге различная: «На Невском проспекте, подле дома Строганова, в д. № 301 продаются скрыпки ценою от 2 р. до 5 рублей и от 15 р. до 25 рублей и дороже»; «В Меншиковом доме, который ныне принадлежит Демуту и находится в задней Конюшенной улице под № 221, у итальянского певца Тестори продаются лучших мастеров: как-то, Страдивариуса, Амати, Штейнера, скрыпки, альто, виоли и виолончели».
Если правда, что струнные инструменты произошли от охотничьего лука, то производство струн можно считать одним из древнейших ремесел на Земле.
В Европе в Средние века в ходу были как шелковые струны, пришедшие из Азии (их и сейчас продолжают использовать в Китае и Японии), так и сделанные из крученных кишок животных, также пришедшие с Востока и известные уже древним Грекам. Существует документ XIV-го века, в котором описан процесс производства кишечных струн. Овечьи внутренности погружались в воду или щелочь не менее чем на полдня для удаления остатков мяса. В течение следующих двух дней их держали в сильном щелочном растворе или красном вине.
В Европе в Средние века в ходу были как шелковые струны, пришедшие из Азии (их и сейчас продолжают использовать в Китае и Японии), так и сделанные из крученных кишок животных, также пришедшие с Востока и известные уже древним Грекам. Существует документ XIV-го века, в котором описан процесс производства кишечных струн. Овечьи внутренности погружались в воду или щелочь не менее чем на полдня для удаления остатков мяса. В течение следующих двух дней их держали в сильном щелочном растворе или красном вине.
“Билеты продавал необыкновенно бледный человек” — “трупная бледность”. “Но вот он сверкнул орлиным дьявольским взглядом...”. “Никколо над нами посмеивался как дьявол”. Все эти высказывания относятся к к личности гениального скрипача и композитора ХVIII-ХIХ веков Николо Паганини. Газеты называли его "гением", независимо от того "ангел он или демон". Его жизнь была овеяна легендами и вымыслом, полуправдой и домыслами. Способность Паганини доводить слушателей до экстаза, необычная внешность, “необычные приемы игры на скрипке подчас диаметрально противоречащие принятым в его время классическим образцам” (Т.В.Бедфорд, 2000г.), заставляли одних восхищаться Никколо, других проклинать его.
Статья предназначена для начинающих гитаристов, имеющих небольшой опыт в выборе струн.
Согласен с теми, кто считает, что термин "акустическая гитара" является не самым удачным для обозначения инструментов конструкций "вестерн", "джамбо", российских моделей с изменяемой высотой грифа. Очевидно, что "классическая", или как ее иначе называют - "испанская" гитара, также является акустической. Не удивительно, что от столь неоднозначной терминологии у музыкантов, особенно начинающих, в головах часто происходит путаница. И все же с условным термином acoustic guitar всем нам придется смириться, поскольку он навеки утвердился в мировой гитарной среде благодаря американцам, разработавшим в конце XIX века весьма совершенную конструкцию "акустической гитары", имеющую перекрестную систему пружин на внутренней поверхности верхней деки, и с тех пор являющимися законодателями моды и лидерами в их производстве.
Согласен с теми, кто считает, что термин "акустическая гитара" является не самым удачным для обозначения инструментов конструкций "вестерн", "джамбо", российских моделей с изменяемой высотой грифа. Очевидно, что "классическая", или как ее иначе называют - "испанская" гитара, также является акустической. Не удивительно, что от столь неоднозначной терминологии у музыкантов, особенно начинающих, в головах часто происходит путаница. И все же с условным термином acoustic guitar всем нам придется смириться, поскольку он навеки утвердился в мировой гитарной среде благодаря американцам, разработавшим в конце XIX века весьма совершенную конструкцию "акустической гитары", имеющую перекрестную систему пружин на внутренней поверхности верхней деки, и с тех пор являющимися законодателями моды и лидерами в их производстве.
Книга испанского гитарного лютьера Хосе Рамиреса III José Ramírez (классическая гитара).
Перевод Станислава Горденко.
Взято с сайта http://www.codamusic.ru
Для открытия файла требуется программа Adobe Acrobat Reader.
Размещено в 2008 г.
Перевод Станислава Горденко.
Взято с сайта http://www.codamusic.ru
Для открытия файла требуется программа Adobe Acrobat Reader.
Размещено в 2008 г.
Встреча с людьми, настоящими профессионалами своего дела всегда интересна. Ведь эти люди, которые всю жизнь отдают искусству, творчеству, работая по зову своего сердца, в процессе своей творческой жизни накапливают много знаний, как умственных, так и духовных. Сегодня мы встретимся с замечательным лютьером Николаем Гусевым, одним из лучших гитарных лютьеров России. Да, создать звучащую гитару – настоящее искусство, подлинное творчество! Как рождается это чудо, отчего зависит звук гитары, что нужно сделать для того, чтобы дерево и струны заставляли тревожить человеческую душу? Ответы на эти Вопросы вы найдете в этой статье.
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец